СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
Аватар |
— воплощение (инкарнация); нисхождение божества на землю; откровение Божества в человеческой природе; Божественное проявление в человеческом образе; слово Аватар означает нисхождение; полное нисхождение Бога в человеческую форму. |
Адхара (Адхар) |
— то, в чем сейчас содержится сознание, ум — жизнь — тело; дословно «сосуд, опора, транспортное средство». |
Амрита |
— бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье богов; бессмертное блаженство божественного экстаза. |
Ананда |
— восторг, наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся той самой природой трансцендентного и бесконечного существования. |
Апана |
— одна из пяти Пран; сосредоточена в нижней части туловища, осущестыляет руководство низшими функциями, в особенности выделительными — выделяющими те части пищи, что должны быть удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела витальную силу. |
Асана |
— фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха Йоге; положение и фиксированная поза (в которой должны неподвижно сидеть Риши до тех пор, пока они не получат Сиддхи. |
Асур (Асура) |
— божество; в Ведах и Авесте не только божество, но и его проявления; только в несколько гимнах упоминается как Титан тьмы; сильный или могущественный, Титан; враждебное существо мен–тализированного витала. |
Атман |
— Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей Сущностью. |
Ашрам |
— духовная община. |
Брахман |
— священное или вдохновенное слово, выражающее сердце или душу; Сердце; Ведическое слово или Мантра в самом глубочайшем своем аспекте как выражение интунции, проистекающей из глубины души или существа; Душа, возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила, хлынувшая из души; в Веданте: Реальность, Вечность, Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует; по отношению к вселенной Высший есть Брахман, единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей и сил, и форм вселенной, но и их источником, опорой и владельцем, космический и супракосмический Дух. |
Буддхи |
— разум; интеллект; воля ума; понимание; мыслящий ум; распознающий принцип ума и воли одновременно. |
Бхакти |
— любовь и преданность Божественному. |
Бхрашта |
— уход с пути йоги. |
Веда |
— знание; знание Божественного; книга знания; общее имя самой древней индийской священной литературы: Риг–Веда, Яджур–Веда, Сама–Веда и Атхарва–Веда, каждая из которых делится на две части — Мантра и Брахмана; термин «Веда» обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг–Веды. |
Веданта |
— конечная цель или кульминация Веды, Упанишад, которая становнтся видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся одной из шести Даршан. |
Вибхути |
— божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества. |
Виджняна |
— идеальный ум; свободный духовный или божественный разум; каузальная Мысль; Истина; гнозис; высший ум; всеохватывающий аспект истинного объединяющего знания; великое всеохватывающее сознание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею, н цель знания и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности н по отдельности или в различных аспектах. |
Витал |
— жизнь, уровень бытия, соответствующий астральному плану. |
Витальный |
— жизненный. |
Вишуддха |
— чистый; наименование третьей Чакры. |
Вьяна |
— одна из пяти Пран, пропитывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по всему телу сущностной части съеденной н перевариваемой пищи. |
Гуна |
— качество, характер, свойство; три Гуны — три образа Природы: 1. Саттва — образ света, уравновешенности, мира; сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света; 2. Раджас — образ действия, желания, страсти; кинетическая сила; переводится в качестве борьбы и усилия, страсти и действия; 3. Тамас — образ невежества и инерции; сила несознательности; переводится в качестве неспособности и бездействия. |
Даршан |
— видение; самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной; шесть Даршан — шесть систем ортодоксальной индийской философии: Пурва–Миманса, Уттара–Миманса (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога. |
Джива |
— живое создание, существо; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин — Дживатма). |
Джняна |
— знание, мудрость; высшее самопознание; сущностный аспект истины объединенного знания, непосредственное духовное осознавание высшего Бытия. |
Дхарма |
— буквально — то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе; Закон, закон бытия, мерило Истины, правило или закон деятельности. |
Индрии |
— чувства ощущений; их десять: пять воспринимающих — глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих — пищеварительный, две пары двигательных, речевой н детородный. Объекты Индрий, соответствующие пяти воспринимающим чувствам — форма, звук, осязаемость, запах и вкус. |
Ишвара |
— господин; Хозяин; Божественный; Бог. |
Кали |
— Мать всего и разрушительница всего; ужасный образ Божественной Матери. |
Кали Юга |
— последняя из четырех эпох, Железная эпоха (см Юга). |
Кальпа |
— эра; мировой цикл. |
Кама |
— вожделение; один из четырех интересов человека — удовлетворение желаний всех видов. |
Карма |
— деятельность, работа; дело или функция человека; сила, которая посредством своей преемственности и развития как субъективная и объективная сила определяет природу и возможность повторных существований души. |
Кришна |
— божество; Господин Ананды, Любви и Бхакти, считаеся одной из десяти инкарнаций Вишну, как инкарнация он проявляет единство мудрости и труда и посредством этого руководит и ведет эволюцию к единству с Божественным при помощи Ананды, Любви и Бхакти. |
Кумбхака |
— в практических упражнениях Пранаямы удерживание Праны; остановка, задержка естественного дыхания. |
Кундалини |
— свернутая в кольцо и спящая змея внутренней Энергии. |
Лайя |
— растворение, исчезновение; уничтожение индивидуальной души в Бесконечном. |
Лила |
— игра, забава; космическая игра. |
Майя |
— Bcecтороннее творческое знание, мудрость, существующая исстари. Первоначально выраженная в Ведах, впослсдстиии обманутая вторичным и производным чувством, хитростью, магией, иллюзией; феноменальное сознание; сила самоиллюзии в Брахмане. |
Майявада |
— доктрина, считающля, что мир есть Майя, т. е. иллюзия. |
Манас |
— ум; ум присущий в отличие от интеллекта (Буддхи); воспринимающий ум. |
Мантра |
— священный слог, имя или мистическая формула; интуитивное и тайно внушенное выражение и словах, одна из строф Вед, строфы, открывающие тайную силу и являющиеся источником не обычного, но божественного вдохновения. |
Ментал |
— ум. |
Ментальный |
— умственный. |
Мукти |
— освобождение. |
Муладхара |
— корень, основание сосуда или обиталища; центр физического сознания — нижняя Чакра. |
Нади |
— нервные каналы. |
Нирвакальпа самадхи |
— высочайшее состояние самадхи, при котором наступает полное растворение субьекта, «я» в Абсолюте. |
Нирвана |
— угасание, исчезновение, освобождение, вечное блаженство, единение с высшим. |
Парабрахман |
— высший Брахман; высший Непостижимый; Божественный. |
Пракрити |
— «детальная разработка»; Природа; Природная Сила; Душа Природы; исполняющая или действующая сила. |
Прана |
— жизненная энергия; жизнь; дыхание жизни; пять Пран — пять проводников жизненной силы: Удана, Прана, Самана, Апана, Вьяна; собственно Прана — превосходящее дыхание жизни, поскольку приносит универсальную силу в физическую систему и предоставляет ее для распределения; действует в верхней части тела. |
Пранаяма |
— управление и контроль дыхания; регулируемая циркуляция и задержка витальных токов энергии в теле, посредством дыхательных упражнений. |
Пуруша |
— Сознательное Бытие; Сознающая Душа; Душа; сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити; Сознание или Сознающий, свидетель, знающий, наслаждающийся; источник, санкционирующий действия Природы. |
Раджасический |
— относящийся к качеству действия и страсти — Раджасу (см. Гуна). |
Риши |
— видящий. |
Садхак |
— тот, кто получает или старается получить реализацию; тот, кто посредством практической Садханы ищет Сиддхи. |
Садхана |
— практика Йоги; практика, посредством которой достигается совершенство (Сиддхи — см.); духовное упражнение и тренировка самого себя. |
Самадхи |
— йогический транс, в котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания; в Гите — покой, отсутствие желаний, лишенная огорчений неподвижность Буддхи в самоуравновешенности и самопознании. |
Самана |
— одна из пяти Пран; сила, расположенная в центре тела и регулирующая чередование Праны и Апаны в месте их встречи, уравнивающая их и являющаяся наиболее важным фактором в поддержании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении пищи. |
Сат |
— бытие, существонлииу; Чистое Существование; все, что истинно; справедливость, высшее или лучшее, или действительною благо. |
Саттвичсекий |
— относящийся к качеству света и чистоты — Саттва (см. Гуна). |
Сатья |
— правда; истина; истина бития. |
Сахасрара |
— тысячелепестковый лотос, самый верхний центр сознания — Чакра. |
Сиддха |
— совершенный, полный, законченный; совершенная душа, совершенный человек. |
Сиддхи |
— совершенство, завершение, осуществление целей самодисциплины посредством йоги; необычайные или оккультные силы. |
Сурья |
— Солнце; Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий лучи Знания, которое просвещает ум; душа и энергия, и тело духовного света |
Тантра |
— система йоги, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой динамической силы Природы: в Ведических методах йоги господином йоги является Пуруша, Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити, Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в универсууме; именно, благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу, ее Тантре, Тантра–йогин двигался к целям своей дисциплины — мастерству, совершенству, освобождению, блаженству; методом тантрической дисциплины является достижение Природы в человеке в проявлении силы духа. |
Тапасья |
— старание, усилие, аскетизм персональной воли, аскетическая сила, аскеза; концентрация воли и энергии для управления умом, витальным и физическим и изменения их или для низведения высшего сознания, или для некоторых других йогических или высших целей. |
Удана |
— одна из пяти Пран, сила, движущаяся вверх из тела к макушке головы и являющаяся регулярным каналом связи между физической жизнью и более высокой жизнью духа. |
Чакра |
— колесо; круг; диск; центр сознания в тонком теле, ганглийный центр в нервной системе; группа Садхаков. |
Чит |
— сущностное сознание. |
Читта |
— основное сознание; вещество ума; основное вещество ментального сознания; пассивная память; «сердце и ум». |
Шакти |
— Энергия, Сила, Воля, Могущество Бога; самосуществующая, самопознающая, самоосуществляющая Сила Господа, которая выражает себя в деятельности Пракрити. |
Шанти |
— покой, мир; духовный покой. |
Шива |
— добрый, благой; «благоприятствующий», Благослав–ляющий; имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина Тапаса; член индуистской Троицы; его имя ассоциируется, в особенности, с работой по разрушению. |
Юга |
— период или эпоха четверичного цикла: Сатья Юга (или Крита Юга) — Эпоха Истины; Трета Юга — Эпоха, в которой три части принадлежат Истине, а одна часть — Невежеству, отсутствию Истины; Двапара Юга — Эпоха, в которой Истина и Невежество содержится в равных частях; Кали Юга — Эпоха Невежества, отсутствия Истины; Чатур Юга — все четыре эпохи вместе. |
Янтра |
— механизм, средство, инструмент. |