БЕСЕДА ПЕРВАЯ.
РЕФЛЕКС СОСРЕДОТОЧЕНИЯ –
ОСНОВА ВНИМАНИЯ
Рефлекс сосредоточения
В числе рефлексов {Рефлекс (от лат. reflexum — отражение) — ответная реакция организма, осуществляемая при участии нервной системы на поступившее из внешней или внутренней среды раздражение. Пример—отдергивание руки при случайном прикосновении к горячему предмету. Врожденные рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни—условными.} говорил академик В. Бехтерев, определяющих внешние отношения человека с окружающей средой, особое значение имеют рефлексы сосредоточения внимания. По мнению Бехтерева, благодаря рефлексам сосредоточения выигрывает точность внешних впечатлений и точность воспроизведения. Значит, эти рефлексы важны как для внешних отношений человека, так и для тренинга, т. е. развития нервно-психической сферы личности.
Как же проявляется реакция сосредоточения при чтении? Во-первых, это комплекс сокращений глазных мышц, создающих наиболее благоприятные условия для восприятия текста. Одновременно устраняется в той или иной мере все то, что препятствует сосредоточению над текстом, например чересчур частое моргание.
Во-вторых, человек наклоняется к тексту, сосредоточивая на нем свой взгляд. Происходит соответствующее сокращение аккомодативной мышцы и сокращение зрачков, задержка дыхания на вдохе, а также задержка движении других частей тела и изменение частоты сердечных сокращений (пульса). Брови сдвигаются. помогая устранить посторонние зрительные раздражения, дыхание и сердцебиение, как правило, становятся более спокойными и ровными - мы «затаиваемся», как говорится, «я весь— внимание».
В-третьих, процесс сосредоточения лежит в основе триады:
анализ + сравнение + синтез, Отсюда следует вывод, что в процессе сосредоточения происходит установление соотношений между следами внешних объектов и личностной сферой человека. Мы легко воспроизводим события но памяти.
Опыт показывает, что, чем глубже сосредоточенность человека на своих мыслях, тем продуктивнее его отдача в работе. Вы читаете этот учебник, а в комнате раздаются звуки радио- Сосредоточившись на чтении текста, мы. как говорится, только краем уха улавливаем то, что передается по радио. Но и этого достаточно, чтобы вы услышали вашу любимую мелодию. И вот теперь сознание исключительно направлено на звуки радио, а глаза лишь машинально бегут по строчкам учебника. Вы «прочли» две-три страницы и понятия не имеете, о чем в них говорится. И вот. наконец, вы вспоминаете о том, что должны читать книгу, и заставляете себя отвлечься от звуков радио и вновь сосредоточиться на чтении текста. Звуки любимой мелодии продолжают раздаваться в комнате, но вы уже совсем или почти совсем не слышите их,
Отсюда следует, что различие в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания.
Психологи определяют внимание как направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете или явлении. Под направленностью подразумевается определенный выбор (различают целенаправленный, волевой или невольный» предмета или явления среди других. Таким образом, сосредоточенность-это отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или данной деятельности,
Внимание не существует вне каких-либо психических процессов, т. е. мы с вами можем внимательно воспринимать, думать, творить, запоминать, чертить, рисовать, читать, но быть просто внимательным независимо от ощущений и восприятий пяти органов чувств и мышления невозможно- Внимание характеризует состояние, уровень тонуса психических процессов и является одной из постоянных составляющих психической деятельности личности.
Действительно, одновременно рассматривать какую-нибудь вещь и слушать незначимые для вас. не связанные с этой вещью звуки трудно: одно мешает другому. Но вот слушать речь оратора и внимательно следить за выражением его лица возможно. Одновременно слышать целый музыкальный аккорд также возможно, но прислушиваться сразу к разным, не связанным для нас в одно целое звукам партитуры трудно. То же необходимо сказать и о желаниях, намерениях, чувствованиях, мыслях, фантазиях и т. п. Примеры реализации рефлекса сосредоточения (внимания) показаны па рисунке 1.
Примером, демонстрирующим рефлекс сосредоточения, является слепой метод игры в шахматы. Например, гроссмейстер Михаил Таль играл в шахматы сразу на 10 досках, не присутствуя в зале, где находятся его противники- Причем если все 10 партий не доиграны, то М. Таль мог хранить в памяти все позиции фигур до следующего дня, чтобы продолжить игру. Известно, что шахматная доска является матрицей 8Х8, и, значит, М. Таль держит в уме 10 матриц одновременно! Удивительно и то, что гроссмейстер на второй день мог безошибочно вспомнить и переповторить ходы всех партий с первого до последнего!
Другой пример. Всем известна популярная игра в футбол. Вратарь команды мгновенно реагирует и ловит мяч, летящий в ворота. Разве это не яркий пример рефлекса сосредоточения?
Возьмем еще пример. Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»—это пример рефлекса сосредоточения плюс эрудиция и память соревнующихся.
А читающий в метро студент? Это еще один хороший пример использования рефлекса сосредоточения. Состояние сосредоточения студента усиливается с увеличением объемов читаемого за рабочий день текста, благодаря чему и работа становится более успешной. Количество пропусков значимых смысловых аспектов при чтении и ошибок при запоминании уменьшается, работать с текстами становится легко.
Степень сосредоточения отражается как на количестве прочитанного, так и на коэффициенте понимания, т. е. качестве чтения. Этим косвенным примером мы будем пользоваться для определения степени читательского сосредоточения. Тесты на проверку рефлекса сосредоточения (внимания) введены в психологическую практику французом
А. Бине в 1900 г. Тесты приведены в конце каждой беседы. Но вначале давайте познакомимся со следующим очень важным разделом.
|